СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСЕЛОК ЧИСТЫЕ БОРЫ
БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2010 года № 12
Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Костромской области от 10.03.2009 года № 450-4-ЗКО «О противодействии коррупции в Костромской области», руководствуясь статьями 24 и 26 Устава муниципального образования городское поселение поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области,
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры.
3. Признать утратившими силу решение Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры от 10.12.2009 года № 321 «Об утверждении Положения о проведении в городском поселении поселок Чистые Боры Буйского муниципального района антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области |
С.В. Ширяев |
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
решением Совета депутатов
городского поселения поселок Чистые Боры
от 18 ноября 2010 года № 12
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления
городского поселения поселок Чистые Боры
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Костромской области от 10.03.2009 года № 450-4-ЗКО «О противодействии коррупции в Костромской области».
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в отношении:
а) проектов решений, проектов постановлений, разрабатываемых органами местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры, – при проведении их правовой экспертизы;
б) нормативных правовых актов городского поселения поселок Чистые Боры – при мониторинге их применения.
3. Антикоррупционная экспертиза решений Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры, постановлений главы городского поселения поселок Чистые Боры, постановлений администрации городского поселения поселок Чистые Боры и иных муниципальных нормативных правовых актов (далее – нормативные правовые акты), а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
4. Антикоррупционную экспертизу осуществляют юридические службы органов местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры.
2. Правила проведения антикоррупционной экспертизы
5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется соответствующей юридической службой органа местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в установленные сроки.
6. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы решений Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры, проектов решений Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры принимается главой городского поселения поселок Чистые Боры или Советом депутатов городского поселения поселок Чистые Боры.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов главы городского поселения поселок Чистые Боры или их проектов принимается главой городского поселения поселок Чистые Боры.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского поселения поселок Чистые Боры или их проектов принимается главой администрации городского поселения поселок Чистые Боры.
7. При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих правовых актах, в том числе принятых до вступления в силу настоящего Положения, соответствующей юридической службой органа местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры проводится антикоррупционная экспертиза данного правового акта с последующим направлением экспертного заключения его разработчику.
8. Разработчик правового акта при получении экспертного заключения, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в месячный срок разрабатывает соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
9. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться разработчики правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Методика проведения антикоррупционной экспертизы
10. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов.
11. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
12. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного правотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
ж) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).
13. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
4. Экспертное заключение
14. По итогам проведения антикоррупционной экспертизы, в случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, составляется экспертное заключение, которое направляется в орган (должностному лицу) местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры, принявший (принявшему) решение о ее проведении или разработчику нормативного правового акта.
15. В экспертном заключении отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, его проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
16. По выявленным при проведении антикоррупционной экспертизы положениям, не относящимся в соответствии с настоящим Положением к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также составляется экспертное заключение.
17. Если по результатам антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте были выявлены коррупционные факторы, разработчик этого нормативного правового акта обязан в течение одного месяца после получения им заключения о результатах антикоррупционной экспертизы принять меры по внесению изменений в нормативный правовой акт или его отмене.
18. При выявлении коррупционных факторов в проекте нормативного правового акта разработчик принимает меры к внесению в него изменений с целью недопущения издания нормативного правового акта, содержащего коррупционные факторы.
19. В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта нормативного правового акта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения).
20. При внесении проекта нормативного правового акта на рассмотрение Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры, главы городского поселения поселок Чистые Боры, администрации городского поселения поселок Чистые Боры к материалам проекта прилагаются экспертное заключение и возражения.
5. Независимая экспертиза на коррупциогенность
21. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится лицами, установленными действующим законодательством, в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно – независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
22. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
23. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта нормативного правового акта, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органа местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры – разработчика проекта документа.
24. Решение о проведении независимой экспертизы принимается в порядке, установленном в пункте 6 настоящего Положения.
25. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик размещает проекты нормативных правовых актов в сети Интернет на официальном сайте Буйского муниципального района в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование, а также указывает срок для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
Срок проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность определяется органом (должностным лицом) местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры, принявшим решение о ее проведении, и не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными органами местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры и организациями.
26. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающих правовой статус организаций, разработчик указанных проектов нормативных правовых актов размещает их в сети Интернет на официальном сайте Буйского муниципального района в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в соответствующую юридическую службу органа местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры, а также указывает срок для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, определяется органом (должностным лицом) местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры, принявшим решение о ее проведении, и не может быть меньше срока их рассмотрения соответствующей юридической службой органа местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры.
27. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
28. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте, его проекте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
29. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом (должностным лицом) местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры, которому оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
30. Экспертное заключение направляется органу (должностному лицу) местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
31. К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие в орган местного самоуправления городского поселения поселок Чистые Боры экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта.
___________